Помощь остеопатии при гипертонусе

ГипертонусТонус — природное свойство мышц и нервных центров. Благодаря тонусу мы может поддерживать определенные позы в пространстве или двигаться. Сбалансированный тонус тканей обеспечивает нужное давление в полости пищеварительных органов, мочевого пузыря, матки, кровеносных сосудах.

Если тонус мышцы или ее части сопровождается утомлением или физиологически излишним напряжением, говорят о гипертонусе. Он проявляется болями, резкими или тянущими, ограничением движений, трудностями или невозможностью контроля рук или ног. При чувстве давления на диафрагму и органы, проблемах с жевательными движениями также можно заподозрить гипертонус мышц.

Гипертонус сам по себе не является болезнью. Это индикатор того, что в организме что-то не в порядке.

Причины гипертонуса у взрослых и детей

Поскольку тонус является реакцией мышечной ткани на необходимость произвести движение либо ответом на эмоциональные, умственные и внешние факторы, именно здесь ищем причины его патологического повышения.

Перенапряжение мышц и суставов

Мышцы могут перенапрягаться из-за чрезвычайной активности, к которой они не подготовлены. Например, физическая нагрузка на неразогретые мышцы, однотипные повторяющиеся движения, интенсивные занятия спортом.

Гипертонус может возникнуть, если патологически изменена статика тела. Пример — при гиперкифозе происходит смещение головы кзади с перегрузкой шейных, грудных мышц.

Гипертонус, перенапряжение

Перенапряжение суставов (дугоотростчатых поясничных, шейных и др.) тянет за собой нарушение работы мышц. Часто любители дач и огородов приходят к нам с жалобами на боли, возникшие во время долгого пребывания в неудобной позе (посадка, прополка, сбор урожая, переноска тяжестей).

Болезни и боль

Если в организме есть патологические процессы (артрит, артроз, радикулит в поясничном отделе, тендинит и др.), дающие боль, организм спазмирует мышцы.

Гипертонус сам по себе может вызывать болезненность из-за сдавленных кровеносных сосудов, лимфатических и кровеносных заторов. Ведь в этой зоне накапливаются метаболиты — вещества, образующиеся как результат деятельности клеток.

Страдания от болезни усугубляются присоединенной болью и онемением от гипертонуса. Порочный круг замыкается.

Ушибы и травмы

Гипертонус, ушибы

При любой травме, даже при опасности резкого движения, возникает миотатический рефлекс. Мышечный тонус увеличивается, чтобы защитить от потенциального повреждения. Это природный механизм защиты организма.

Если рассмотреть хлыстовую травму шейного отдела, мышцы шеи сокращаются, чтобы обездвижить позвоночник. С такой же реакцией к ним могут присоединиться мышцы грудного и поясничного отделов. В остром периоде травмы гипертонус — нормальное и благоприятное явление. Ведь он бережет от увеличения травмирования связок, дисков, позвонков.

Стресс

Психологическое воздействие на мышцы огромно. Следующие мышцы наиболее часто реагируют на стресс гипертонусом:

• Затылочная мышца.
  • Верхняя порция трапециевидной мышцы, мышцы ромбовидные и поднимающие лопатки.
  • Подвздошно-реберная, широчайшая мышца спины. Паравертебральные мышцы.
  • Квадратная поясничная.
  • Мышцы предплечья.
  • Икроножные и камболовидные мышцы.

Профилактики гипертонуса мышц

Гипертонус, профилактика

Важно соблюдать правила постуральной гигиены (физиологичные движения, позы, баланс частей тела).

• Сидя на диване, в кресле, на стуле избегайте «сползания» вниз в положение полулежа. Опора должна быть на крестец и поясницу. Между краем сиденья и ногами оставляйте 3-5 см. Ноги не свисают, а стоят на опоре.
  • Отрегулируйте высоту стула и рабочего стола под свой рост. Расположите лампу освещения на нужном уровне и под нужным углом. Под поясницу можно подложить небольшую подушку либо специальный упор.
  • На кровати подушка должна удерживать голову на одном уровне с позвоночником. Лежа на спине слегка согните колени. Если любите читать лежа, положите под себя несколько подушек, чтобы шея и спина не были под углом, а располагались в одной плоскости.
  • Избегайте одежды, которая пережимает кровеносные сосуды: гольфы, узкие трусики, обтягивающие джинсы, бюстгалтеры с тонкими лямками.
  • При длительном положении стоя (продавцы, экспедиторы, грузчики, учителя) рекомендовано надевать пояс или корсет, поддерживающий мышцы поясничного отдела.
  • При занятиях спортом, фитнесом следует выполнять разминку (разогревание перед тренировкой) и заминку (постепенное снижение нагрузки в конце занятия). Умеренная физическая нагрузка поможет избежать гипертонуса.
  • Всегда соблюдайте питьевой режим! Пейте в день до 2 л воды маленькими порциями. Чай, кофе, соки, напитки в этот объем не входят. Именно чистая вода нужна для правильной работы мышц.

Гипертонус у грудничка

Гипертонус у грудничкаДвигательная активность у новорожденного может проявляться как спонтанная и произвольная. Гипертонус — природное средство ограничения таких пассивных движений.

До 3-х месяцев у малышей сохраняется физиологический гипертонус мышц-сгибателей. Он остался от положения эмбриона в утробе матери. К 6-тимесячному возрасту мышцы сгибатели и разгибатели приходят к нормотонии.

Патологический гипертонус может возникать как следствие гипоксии (кислородного голодания), родовой травмы, инфекций и токсинов в дородовом, родовом, раннем послеродовом периодах.

Нормален ли гипертонус для данного возраста и состояния ребенка, определяет детский врач-остеопат, владеющий знаниями в различных областях медицины.

Прекрасно помогает расслабляющий массаж, мягкая лечебная физкультура, плавание, зарядка на фитболе, физиотерапия.

Помните, что никогда нельзя насильно проводить пассивную гимнастику ребенку, заставлять его нырять при плавании, делать динамические напрягающие упражнения.

Гипертонус матки при беременности

Гипертонус при беременности

Напряжение (сокращение) матки на ранних сроках беременности не является самостоятельным недугом, а лишь свидетельствует об угрозе самопроизвольного прерывания беременности.

Гипертонус матки ощущается, как тяжесть, напряжение, распирание в нижней части живота, тянущая боль в лобке, пояснице. Может быть похоже на состояние при менструации.

Причины повышения тонуса матки у беременной

• гормональные нарушения,
  • патология в развитии половых органов,
  • опухоли (миомы) в полости матки,
  • инфекции и воспаления в органах малого таза,
  • слабость шейки матки,
  • слабый иммунитет,
  • соматические заболевания (сердца, почек и т.д.),
  • аборты в анамнезе,
  • повышенная тревожность и депрессивное состояние,
  • расбалансировка в положении костно-суставного аппарата.

Помощь остеопатии и кинезиологии при гипертонусе

Традиционная медицина в Москве и других городах России при гипертонусе у детей или взрослых ориентируется на расслабление самих мышц. Назначаются физиопроцедуры, массажи, уколы, таблетки. Фактически, это лечение симптомов и последствий, но не причин повышения тонуса мышц.

Специалисты нашей клиники прекрасно владеют методами остеопатии и кинезиологии. Мягкими движениями рук доктор проводит диагностику, внимательно «вслушиваясь» в ответную реакцию тканей, суставно-мышечного аппарата.

Поскольку человек — единое целое, дефект, возникший в одном месте, может перейти по цепочке, проявившись болью совсем в другом. Остеопат лечит не болезненное состояние, а приводит в физиологическую норму весь организм пациента — вернет смещенные органы в анатомическое ложе, нормализует кровоток, восстановит в мышцах правильный тонус.

Гипертонус, лечение

Методы остеопатии работают не только с механическими проблемами, дающими ослабление тока крови и лимфы, но и психологическими.

Из отзывов пациентов:

Юлия, мама Дениски: «У меня узкий и кососкрученный таз, поэтому мой мальчик, к сожалению, получил родовую травму. Возможно, и не только поэтому, ведь еще и роды стимулировали, была слабая родовая деятельность. В общем, к 6 месяцам у нас не прошел гипертонус, головка плохо поднималась, малыш плакал, когда я легонько выпрямляла ему ручки-ножки, даже слышалось похрустывание суставчиков.

Специалисты поликлиники оставляют желать лучшего. Невролог назвала ребенка странным. Определила у него синдром мышечной дистонии. Точнее не сказала. А про хруст в суставах сказала — индивидуальная особенность.

По совету подруги я пошла в клинику к остеопату. На первом же приеме врач определил участки напряжения на головке, откуда начинался гипертонус. Мягкими движениями рук он проверил головку, ручки, ножки. Мой масяня даже не пискнул. Прямо с первого раза мы почувствовали улучшение состояния ребенка! Обязательно будем ходить еще и на массаж, а потом на плавание. Огромное спасибо!»

Ольга Петрова, 37 лет: «В клинику остеопатии я пришла первый раз с жалобами на боль в спине. Лечение прошло удачно, я убедилась в действенности остеопатии. Тем не менее, когда я забеременела и во 2-м триместре у меня начало тянуть внизу живота, увеличились отеки, я сомневалась, идти ли к остеопату. Позднее начала болеть поясница. Я боялась навредить, все-таки, речь шла о моем ребенке.

Потом я решилась и пришла. Как хорошо, что я решилась! Доктор сказал, что за беременность надо прийти 2-3 раза. Растущий живот смещает таз вперед, а мышцы поясницы увеличивают тонус, чтобы удержать вес живота. Начинает болеть спина.

Доктор провел балансировку относительно таза и боль прошла! Мой гипертонус матки также постепенно сошел на нет благодаря манипуляциям доктора. Отеки уменьшились, доктор сказал, что были проблемы с венозным оттоком в малом тазу.

Девушки, доверьтесь хорошему специалисту-остеопату, тогда беременность и роды пройдут отлично. Как у меня и было. Удачи всем!»